Прагья-Апарадх: как мы "забываем" Единое Поле

Мы рассмотрели причины, по которым Ведическая Наука считает движение к просветлению через пробуждение индивидуального ума и "Я" к их полному статусу Единого Поля (Брахмана, или "всецелостности") основой совершенного здоровья. Это побуждает человека действовать спонтанно в согласии с естественным законом и это восстанавливает выражение правильной последовательности естественного закона, которая дает начало совершенному здоровью.

Тело рассматривается, в этом специфическом смысле, как выражение Единого Поля. Поэтому оживление нашей сознательной связи с этим полем имеет исцеляющее и поддерживающее здоровье влияние на тело. Оно восстанавливает порядок, структуру, которая должна доминировать в здоровом теле - в теле, воспринимаемом, в сущности, не столько как материя, сколько как последовательно развивающиеся структуры разума.

Но как эта последовательность может быть нарушена. Иначе говоря, как мы теряем свою "память" о нашем статусе Единого Поля?

Интеллектуально постигаемые компоненты - интеллект

Махариши начинает анализ этого с ключевого аспекта во взаимодействии тройственной природы Единого Поля, которую мы рассмотрели ранее: риши, дэвата и чхандас. Он называет эти три объекта "интеллектуально постигаемыми компонентами" единого поля сознания. Говоря, что наблюдатель, процесс наблюдения и наблюдаемое - "интеллектуально постигаемые компоненты", Махариши подчеркивает, что они являются продуктами интеллектуального различения, а не феноменами с абсолютным существованием. Под "интеллектом" буддхи - имеется в виду нечто более глубокое, чем способность, измеряемая тестами 10. Скорее, он относится к качеству, которое может распознавать и различать. Интеллект находится, как мы сказали, в месте соединения самхиты (единства) с риши, дэвата и чхандасом (многообразием).

В изложении Махариши, проявление в материальную вселенную не создает трудностей, пока интеллект не теряется в созданных им самим различиях. Но как песчаная буря скрывает пейзаж, водоворот динамических взаимодействий между риши, дэвата и чхандасом может скрыть основную реальность. Интеллект теряется в сложном, вечно меняющемся видении мира. Сознание становится не самообращенным, а объектобращенным, теряясь в скрывающем качестве чхандаса (объекта познания). Очарование материального творения заполняет ум. Память о спокойном единстве сознания – о самхите риши, дэвата и чхандаса - теряется. Это односторонне осознание называется прагья-апарадх ошибка интеллекта.

Еще раз повторим, что проблема не в появлении многообразия, не в проявлении чистого сознания в материю, скорее, она в забвении лежащего в основе единства во время наслаждения материальным выражением, что и составляет "ошибку". Наше наслаждение и вовлечение в многообразие не являются сами по себе проблемой, но становятся ею, когда забыто единство. Эта "потеря памяти", как она называется в Ведической Науке, приводит к ошибочным суждениям о том, как действовать в отношении здоровья и других областей жизни, то есть, к действиям, не находящимся в согласии с естественным законом. Человек делает свой выбор, принимая во внимание только пять чувств, а не всю целостность жизни. Он может, например, выбрать очень нездоровую пищу, или очень тяжело работать и пренебрегать собственным сном, или каким-то другим образом позволять себе поведение, которое способствует болезни. Это также ведет к утрате.

Поэтому, согласно МАВ, прагья-апарадх - это основа этиологии всех болезней. Она одновременно предрасполагает человека к выбору образа жизни, разрушающего здоровье, и нарушает выражение разума природы в теле. Когда, напротив, прагья­апарадх преодолена, это становится основой всего лечения и значительно улучшает жизнь во многих отношениях. Технологии сознания МАВ, тема нашей следующей главы, предназначены для преодоления прагья-апарадх - для "восстановления памяти" о Едином Поле.