Механика творения - риши, дэвата, чхандас

Каким образом единство, лежащее в основе природы, неизменное поле чистой потенциальности, может проявиться в многообразие? Ведическая наука объясняет это следующим образом. Сама природа Единого Поля как чистого сознания должна означать, конечно, что оно сознательно. Оно осознает. И если в основе творения единственной реальностью является сознание, то оно должно осознавать только само себя.

По причине своей собственной природы это чистое сознание, говорит Махариши, "не может удержать себя" от познания себя самого. Следовательно, оно является "полностью самообращенным" - осознает лишь себя. Поэтому из самой природы сознания следует, что недифференцированное единство - чистое сознание - автоматически становится тройственным разнообразием. Так как сознание познает само себя, оно становится познающим, процессом познания и познаваемым наблюдателем, процессом наблюдения и наблюдаемым. Сознание - это субъект, объект и связь между ними. Оно является одним и тремя одновременно.

На санскрите познающий называется риши, процесс познания - дэвата, а объект познания - чхандас. Лежащее в основе единство, из которого возникают эти три (и в котором они продолжают существовать) называется самхита (объединенность, совокупность).

Существует следующий шаг в этом процессе. В поле чистого сознания, говорит Махариши, единственность, или самхита, и три ее качества, риши, дэвата и чхандас (познающий, процесс познания и познаваемое) - в действительности являются просто различными оттенками самхиты - сменяют друг друга в одном и другом направлении с так называемой "бесконечной частотой". Это быстрое чередование единства и его тройственности придает бесконечный динамизм полю, которое само по себе остается абсолютно спокойным. В понимании Махариши именно здесь начинается разнообразие творения. Единство, или единственность, чистого сознания спонтанно "развивается" в многообразие, безмолвие чистого сознания - в динамизм.